Разделы

Авторы

Теги

Ещё
Статьи

Говорят, в одной из старинных английских книг по кулинарии рецепт рагу из кролика начинался словами «сначала поймайте кролика». Фраза стала, как теперь говорят, мемом. Другими словами, прежде чем впадать в сложности, начните с ясной задачи.

Наша задача – поймать рыбу. Для этого надо ей знать о присутствии приманки. Дальше начинаются вариации: атакует, потому что голодна, агрессивна, любопытна… атакует, догоняя, отгоняя, конкурируя… атакует у дна, в полводы, у поверхности… Но прежде, чем перейти к этим «сложностям принятия решения», ей надо приманку заметить.

„Лучший способ наблюдать за поведением рыбы — это стать рыбой.“ (Жак-Ив Кусто)

Рыба видит, слышит и ощущает – у неё для этого есть глаза, устройство, которое называют «внутреннее ухо», и боковая линия.

Обоняние отложим, так как речь пойдёт о воблерах без всяких аттрактантов. Цвет важен, но всё же в наших зачастую мутных водах вторичен. И на первый план выходят движения и звуки, создаваемые приманкой. И то, и другое – это механические колебания, поэтому они уж точно улавливаются рыбами с помощью боковой линии и внутреннего уха, тем более что в воде эти колебания затухают медленнее, следовательно, распространяются дальше, чем в воздушной среде.

Бесполезно оценивать звуки, создаваемые воблерами в воде, с человеческой точки зрения. То, что нам может показаться слишком звонким и пугающим или наоборот, слишком глухим и редким, становится одинаково привлекательным для рыбы в определённых обстоятельствах.

Точно так же бесполезно выбирать на свой вкус игру воблера, мы можем лишь предполагать на основе предыдущего опыта, как частота и амплитуда колебаний воздействует на нашу цель.

Таким образом, наша задача – найти не тот воблер, который нравится нам, а тот, который привлечёт внимание хищника. Можно впадать в крайности, например менять крэнк на минноу… Но, пожалуй, пора усложнить выбор.

«Полёт идей — такая же реальность как полёт птицы» (Ричард Дэвид Бах)

Рассмотрим три воблера (на фото сверху вниз).
- -

Похожи, не правда ли? Все три – одинаковой длины 130мм. Все три – минноу. Все три – от признанных мастеров своего дела, разработчиков, которым нравится «заморачиваться» тонкостями. Все три обладают отличным полётом. Конечно, дальность заброса зависит от снасти и техники, и каждый рыболов выстроит эту тройку по-своему. Но при прочих равных вряд ли кто-то будет спорить: все три – отличные «летуны», поэтому дистанция облова примерно равна. Хотя достигается это разными способами.

У в системе огрузки есть два движущихся вольфрамовых шара, катящихся к хвосту, но не по прямой, а по каналу со «ступенькой», сформированному внутренними рёбрами жёсткости. На обратном пути шары «сваливаются» на эту «ступеньку» и формируют и игру, и звуковое сопровождение… но об этом чуть ниже.

У в системе огрузки три вольфрамовых шара. И то, что их не два, а именно три – это была «фишка» Тошинари Намики. В своём интервью он говорит, что тем самым уменьшается диаметр шаров – а, следовательно, они могут укатиться максимально далеко в утончающийся хвост, и при этом положение центра тяжести максимально занижено, что наряду с отличной аэродинамикой и позволяет этой самой лёгкой из всех трёх минноу не уступать в дальности заброса.

У Zipbaits ради модифицировали свой фирменный Mag Drive. Мощный вольфрамовый цилиндр движется по шнеку не вдоль тела, а под углом – так надо для задуманной игры. А что происходит при забросе? Тяжёлый цилиндр отскакивает не в хвост, а в верхнюю часть спины в задней части тела. И чтобы достичь оптимального баланса относительно геометрического центра поперечного сечения, в нижнюю часть добавлен плоский груз, который, кроме основной роли снижения уровня центра тяжести, помогает уравновешивает цилиндр во время заброса – и воблер летит… пожалуй, всё-таки несколько дальше двух других. И никогда не «входит в штопор» при забросе.

Испытатели сходятся во мнении, что дистанции заброса у всех трёх моделей сопоставимы. А вот чем эти воблеры отличаются даже «на бумаге», так это заглублением.

«Ныряй сюда! Окунись с головой!» (Рэй Бредбери)

имеет официальный рабочий горизонт вокруг 2 метров.

Тошинари Намики с его

При этом сам Тошинари Намики пишет, что загоняет эту модель на 8-9 футов (то есть до 270 см) и добавляет, что обычно для таких глубин используют воблеры с большей лопастью… а у них и сопротивление больше, что, в свою очередь, требует более мощных снастей. Тогда как заглубить на два с половиной метра можно сильными рывками обычным удилищем мощности Medium, ну или уж всяко Medium Heavy. И в то же время общеизвестно, что можно удержать эту Rudr’у и на глубинах в полтора метра. Всё, опять же, зависит от техники проводки и положения удилища.


Алексей Шанин: знакомство с

ходит на глубинах от 1 до 2 метров в зависимости от направления, силы и частоты рывков. Воблеры DUO вообще рассчитаны на владение различными техниками твичинга, чем виртуознее – тем лучше. Так что этот джеркбайт приповерхностным, конечно, не станет, однако заставить его играть выше метра так же возможно, как и «загнать» глубже номинальных двух. Но в целом при прочих равных его горизонт несколько выше, чем у .


Щучий восторг от встречи с

, несмотря на то, что он самый тяжёлый (и, скажем прямо, самый длинный – ведь его длина 133 мм), является наиболее мелководным из всех трёх. Там, где два других начинают цеплять траву, этот Orbit как раз идеален. Как порой бывает у японцев для твичинговых моделей, официальное заглубление прямо не указывается. Но когда знаешь, у кого спросить (в данном случае у непосредственного разработчика), ответ всегда находится. Итак, на прямой проводке рабочее заглубление у этой модели 0.8-1.3 метра, а при твичинге до 1.4 метра. Что, разумеется, не исключает ваших собственных достижений в обе стороны.


Таким образом, тройка «стотридцатых» вариативна по рабочим глубинам. Конечно, можно заставить их работать примерно в одном и том же горизонте, но для этого нужен определённый уровень владения техникой твичинга. Однако если есть возможность, то лучше, чтобы каждый из них служил, что называется, «по своему исходному предназначению». Тогда вы будете больше думать о том, как привлечь рыбу, чем о том, как удержать воблер на большей или, наоборот, на меньшей глубине, чем ему было назначено его создателем.

В целом диапазон от чуть менее метра до чуть глубже 2.5 метров – это очень распространённая область ловли для наших рыболовов и привычная среда охоты наших щук, причём глубина, на которой они сами в этот момент находятся, может отличаться. Такие горизонты удобны для использования воблеров, среди которых минноу по-прежнему наиболее популярна форма.

«В природе каждое явление — запутанный клубок…» (Никола де Шамфор)

А теперь о самом интригующем – об игре и звуке, то есть о создаваемых воблерами механических колебаниях.

Самая звонкая из всех трёх минноу – . Её движущиеся шары, вернувшись с началом проводки из хвоста в рабочее положение, располагаются на «ступеньке» – площадке, размер которой даёт им приличную степень свободы. Идеально обработанные, сравнительно небольшие, то есть, что называется, «лёгкие на подъём», эти три (а не один или два) шара и сталкиваются между собой, и стучат о стенки корпуса. , конечно не «погремушка», но её звучание чистое и очень хорошо слышимое.

Щука услышала Rudr’у издалека

Самая тихая минноу из трёх – . Достаточно заглянуть внутрь, чтобы убедиться: там просто нечему звонко «стучать». Бесшумность, как известно, может стать преимуществом в определённых обстоятельствах.

: тише осенних листьев

У сдвоенный звук. Два движущихся шара, вернувшись на свою «ступеньку» с началом проводки, постукивают друг о друга, создавая низкочастотный, мягко-шелестящий звук. Но кроме них в конструкции предусмотрена отдельная камера с металлическими шариками. У них двойное назначение: они занижают центр тяжести и… шевелятся, постукивая друг о друга и о стенки камеры – получается высокочастотный звук. И эти две разночастотных мелодии складываются. Как известно, низкочастотные колебания распространяются дальше. Они как нечто, понуждающее заинтересоваться (или пробудить агрессию), приблизиться – а там в дело вступают звонкие высокие «ноты», способные увеличить раздражение.

: щука приплывёт издалека

Итак, данные три модели обладают существенными отличиями в механических волнах – звуковых колебаниях. Никто с абсолютной точностью не скажет, какая минноу в какой ситуации лучше. Считается, что напуганную запресcованную рыбу лучше не пугать ещё больше – и лучше поставить бесшумный воблер. Это так. Но в то же время считается, что привычные звуки «я – добыча» усыпляют беспокойство и осторожность хищника, поэтому мы успешно ловим пугливую рыбу не только на бесшумные модели.

Ещё больше отличаются механические колебания при движении этих воблеров.

Начнём с . Это самая изящная и прогонистая минноу из всех трёх. Её основная собственная игра – среднечастотный высокоамплитудный роллинг, то есть при проводке Rudra переваливается с боку набок довольно быстро. Что интересно, этот роллинг достигнут неочевидными методами… другими словами, ни особо высоких боков, ни сильного лобового сопротивления, ни перекатывающихся с боку на бок тяжёлых шаров но роллингует будь здоров как!

  • Кстати, любопытно, что этот воблер не так уж долго зрительно колеблется на паузах, однако Тошинари Намики говорит, что паузы его Rudr’ы с нейтральной плавучестью могут быть сколь угодно долгими – не иначе, он что-то знает...Во всяком случае, он называет Рудру «reaction bait», то есть приманкой-раздражителем – в отличие, скажем, от Bent Minnow, которая пробуждает аппетит своей жертвенной беззащитностью. «Раздражать» можно не только равномерной проводкой или энергичными рывками, вынуждая этот воблер ходить по сторонам с продвижением вперёд, но и поддёргивая его короткими движениями удилища с остановками, практически удерживая его на одном месте.

В игре помимо ожидаемого роллинга (эта минноу и повыше боками, и покрупнее , да и огрузка отличается) есть и вобблинг. Поэтому на равномерной проводке её игра визуально более разнообразна. При сопоставимом твичинге ходит шире, чем упомянутая Rudra и с меньшим продвижением вперёд. На паузе не только покачивается относительно продольной оси, но и наклоняется вперёд-назад. Это высококлассный твичинговый экземпляр, но повторим: Масахиро Адачи ожидает, что все краски игры его воблеров откроют рыболовы, у которых уже есть определённая сноровка в техниках проводок. С «первым встречным» Jerkbait 130SP может сразу и не задружиться, однако дело стоит того, чтоб вы приложили немного заинтересованной настойчивости в освоении.

Самый снисходительный и дружелюбный из всех троих – это . Всеобщая любовь и новичков, и профессионалов к этой серии (впрочем, как и к серии Rigge) легко объяснима: все они обладают прекрасной и разнообразной собственной игрой. Неопытный просто не может её испортить, опытный находит невероятное число комбинаций. Технически выражаясь, игра состоит из хорошо выраженного среднечастотного роллинга и вобблинга – одновременно! На рывках он ходит ещё шире, а на паузе дрожит очень долго. Самый крупный и самый увесистый – и, пожалуй, самый подвижный, отзывчивый на ваши фантазии и… самостоятельный, если вам нужна его помощь. О практическом применении рассказывает Алексей Шанин в фильме «» на видеоканале Anglers Zoom.

    Сухая выжимка о механических колебаниях при игре:

  • : в большей степени высокочастотный роллинг;
  • : роллинг менее частотный, но добавлен вобблинг;
  • : ярко выраженные среднечастотные колебания и относительно продольной оси (роллинг), и вправо-влево (вобблинг) плюс самая шикарная «дрожь» на паузе.

Понятно, что даже в таком сухом варианте распространяемые механические колебания у всех трёх моделей существенно отличаются и частотой, и амплитудой – и рыбы прекрасно ощущают разницу. Ваше дело – «пропитать» эту исходную «сухость» нужными «ингредиентами»… нет, речь не об аттрактантах, а о различных вариациях проводок, чтобы эти аппетитно-провоцирующие механические волны побудили хищников атаковать!

Нет смысла давать чёткие указания, какой из трёх 130-тых необходим для тех или иных условий, особенно, если у вас есть опыт и свои привычки. Внимательный читатель уже обратил внимание, что все три способны умело играть в локальных зонах, хотя и по-разному. И эта разница косвенно связана с тем, что можно назвать «средняя скорость продвижения», разница в которой становится особенно заметной, когда вы используете эти воблеры в качестве разведчиков и хотите побыстрее проверить большую акваторию. Вы, конечно, можете самостоятельно задавать как заглубление, так и скорость движения воблера, управляя положением удилища, силой рывков и скоростью вращения катушки. Но если дать им больше собственной воли, то самой скоростной окажется – и она же в силу создаваемых механических волн взбудоражит больше местных хищников, как активных, так и пассивных. Дальше уже ваше дело, как их всех поймать и насколько для этого нужно будет менять тип и темп проводки (а, может, и приманку)… А вот , чьи колебания, как звуковые, так и «двигательные» заметно отличаются от и чья «средняя скорость продвижения» пониже, в качестве шустрого поисковика по большим площадям менее актуален, зато он безусловно прекрасен при более прицельной ловле – причём по тем же самым причинам. , пожалуй, занимает промежуточное положение в «средней скорости продвижения» (но это не означает, что он представляет собой нечто среднее между и , потому что его механические колебания (звук и движение) имеют своё оригинальное сочетание).

«Как люди рождают идеи? Должно быть, ныряют в безумие и выныривают с другой стороны» (Тэрри Пратчет)

Итак, будем считать, что пресловутого «кролика» мы поймали: нашли и общее, и различия между тремя моделями твичинговых минноу 130-го размера. Причём различия таковы, что вряд ли кто-то сможет назвать эти модели взаимозаменяемыми. Можно сблизить их, сделав их игру с помощью техники проводки более-менее похожей… но зачем? Ведь в том и ценность всех высококлассных фирм: они не повторяют друг друга даже когда решают похожие задачи – потому что находят различные методы.

PS Кстати о крупных минноу… Тошинари Намики как-то заметил: «Когда привыкаешь ловить на воблеры размерного класса Rudra, то начинаешь думать, что хищник мелкие минноу длиной 7-9 см не замечает вообще. Да и сам порой воспринимаешь такую приманку как водяную блоху… Я, кстати, после долгой ловли с Rudra забрасывал Asura с некоторым беспокойством за результат. И лишний раз убедился, что зря». У всех трёх фирм куда больше моделей, чем 130-тые минноу. И куда меньшие модели помогали и помогают ловить очень приличные трофеи. Потому что приманка, как мы выяснили, – это прежде всего создаваемые ею механические (звук и движение) и электромагнитные (цвет как производная света) колебания, а современность даёт фирмам высокого класса массу вариантов «упаковать» нужные частоты и амплитуды в тела разных размеров, необязательно сверхкрупные. Просто надо это уметь.

 

Городская рыбалка – «опиум для народа» или «народные университеты»?

24 июля 2020

Кое-кто считает, что двигателем прогресса является лень. Однако как-то наткнулся я на слова учёной дамы-антрополога Маргарет Мид, которая сказала, что для неё фактологической датой начала цивилизации стала сросшаяся берцовая кость древнего человека.  Читать

От «копыта» до модной «пятки», или В защиту знаний от информации. Часть 2

13 июля 2020

«Полная история пластиковых червей для рыбалки» начинается так: «1949 год стал знаковым для рыболовов-бассятников...  Читать

От «копыта» до модной «пятки», или В защиту знаний от информации. Часть 1

3 июля 2020

Не то, чтобы точное описание джигового «силикона» четверть века назад, но если смотреть из нашего сегодня, то близко по смыслу. Если вернуться чуток в прошлое…  Читать